Отдыхающие с материка, побывавшие на полуострове в этом году, впадают в состояние шока: большая часть товаров и продуктов в республике, оказывается, даже дороже, чем в Москве. Местные жители, устав возмущаться и жаловаться, всё туже затягивают пояса, пытаясь сводить концы с концами. А продавцы и владельцы торговых точек, в свою очередь, разводят руками: мол, цены повышает производитель, а мы и так работаем практически себе в ущерб. Каковы основания нынешнего ценового роста? Или их нет, и мы имеем дело с бессовестной спекуляцией?

РОКОВАЯ “ТРОЙКА”

Скажем сразу: эксперты исключают сговор между ретейлерами как причину роста крымских цен.

– Рынок розницы продуктов в Крыму достаточно конкурентный: у нас одних только торговых сетей около 12-15, а есть ещё самостоятельные магазины, рынки и множество иных форм торговли. Даже физически участникам договориться сложно, – считает Тимофей Кураев, руководитель Крымского управления Федеральной антимонопольной службы. – А вот что касается опта, то это звено требует более пристального внимания с нашей стороны. Но пока и здесь никаких следов сговора нами не выявлено. 

Пообщавшись со специалистами в сфере торговли, мы определили три главных фактора безудержного ценового роста в Крыму. Первый – крайне ограниченная транспортная доступность нашего региона. Доставить сюда что угодно стоит дорого. А даже для местного производства требуется масса компонентов, которые приходится везти с материка: сырьё, удобрения, семена, запчасти для техники и так далее. Исправить ситуацию должен строящийся мост через Керченский пролив – на него сейчас вся надежда.

Второй фактор – увеличение себестоимости для местных производителей. 

– Есть факторы, которые влияют на экономику в целом на совершенно другом уровне, – поясняет Алексей Черныш, председатель Крымского государственного фонда поддержки предпринимательства. – Государство не сможет сдерживать ценовой рост просто потому, что есть понятие рентабельности. Невозможно, например, прийти к производителю и заставить продавать булку хлеба по пять рублей, если её производство обошлось в десять. А ему ещё нужно заплатить налоги, зарплату рабочим, аренду. Плюс он должен создавать добавочную стоимость, которая включает в себя систему развития предприятия: нужно закупать новое оборудование, модернизироваться. Всё это формирует конечную цену продукта.

Аналогичная ситуация и на этапе реализации: торговцы и рады бы цену снизить, но за счёт чего тогда покрывать уйму издержек? Нужно оплачивать доставку товара, энергоресурсы, платить зарплату сотрудникам, аренду. Это обходится предпринимателям всё дороже. Соответственно, приходится взвинчивать цены на товары, чтобы не работать себе в убыток.

И, наконец, третий фактор – малое присутствие в Крыму крупных торговых сетей, которые формируют цены на континентальной части России.

– Они имеют возможность договариваться с поставщиками о больших партиях товара на более выгодных условиях, – поясняет Андрей Васюта, министр промышленной политики РК. – Я считаю необходимым создание в республике крупного торгово-логистического центра для хранения продовольственных товаров, их фасовки и формирования товарных партий крымской сельхоз– и промпродукции. Тогда наши производители смогут продавать товары без посредников и, таким образом, влиять на инфляционные процессы.

РЕШЕНИЯ НЕТ?

С причинами разобрались. Но остаётся открытым вопрос: как нам жить, пока строится мост, а появление крупных торговых сетей – лишь отдалённая перспектива?

– Государственного регулирования цен у нас нет, – комментирует Тимофей Кураев. – То есть фактически каждый предприниматель устанавливает цены на свою продукцию самостоятельно, исходя из своих затрат, рыночных условий и других факторов. Если госструктуры попытаются как-то контролировать ценообразование, это может привести к неблагоприятным условиям для торговли в Крыму, что в итоге приведёт к дефициту. Мы все ещё со времён 90-х годов помним, как это страшно. А никто ничего не повезёт на полуостров, если это будет невыгодно.

Так что административного решения у проблемы высоких цен в Крыму нет и не будет. Всё, что могут сделать власти – создать конкурентную среду на местном рынке.

Правда, сейчас пробуют ещё один метод: крымское правительство на днях подписало меморандум о взаимопонимании с 12 владельцами оптовых и розничных торговых субъектов. Его цель – не допустить завышения цен на продукты.

Согласно меморандуму, руководители субъектов торговли взяли на себя обязательства не допускать необоснованного повышения цен и устанавливать на все виды социальных товаров наценку не более 8% (для оптовиков) и 15% (для розничных предпринимателей). Правда, действие документа распространяется лишь на 39 наименований продуктовой линейки, находящихся, к тому же, в нижнем ценовом сегменте. Так что вряд ли меморандум сыграет какую-то решающую роль в экономике республики.

ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ

#СелфиКрым Выпуск 10

Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.