Огромная стройка моста через Керченский пролив, призванная преодолеть тысячелетнюю водную преграду между берегами одной страны, продлится до 2019 года и потребует финансирования в размере 228 млрд рублей, из которых заказчиком уже приняты выполненные работы на 55 млрд. Прямое участие в стройке принимают свыше 180 компаний со всей России, а общая сеть кооперации включает тысячи предприятий.

Крупные государственные вложения в благополучие и развитие Крыма, естественно, выражаются и в прямой поддержке зарегистрированных на полуострове компаний, путём размещения у них заказов. Уже более 150 крупных, средних и малых субъектов предпринимательской деятельности Крыма, как региональные, так и пришедшие с материка, обязались выполнить работы и услуги для нужд компании “СГМ Мост” на сумму 3,15 млрд рублей.

Это и создание плавсистемы для перевозки арок, и изготовление металлоконструкций, и поставки инертных материалов, и контракты по обеспечению жизнедеятельности стройки, — сообщил директор по строительству транспортного перехода через Керченский пролив ООО “Стройгазмонтаж” Леонид Рыженькин. Более 100 млн рублей уже поступило в республиканский и городские бюджеты Крыма в виде налоговых отчислений.

В 2015 году было зарегистрировано всего 8 предприятий на территории города Керчь, которые осуществляли строительство моста, на 1 января 2017 года их насчитывалось уже 41. Конечно, существенно увеличились доходы в бюджет. Скажем, если в 2015 году это был 1,1 млн рублей, то в 2016 это уже порядка 35 миллионов рублей. Одним из самых мощных бюджетообразующих предприятий в городе Керчь является „СГМ-Мост“, и на сегодняшний день это предприятие даёт 4,5 процента от общей суммы поступлений в бюджет города, — пояснил глава администрации Керчи Владимир Подлипенцев.

Один из крупнейших заказов в Крыму — создание плавучей системы для доставки арочных пролётов к месту монтажа на фарватерные опоры — выполняет “Севастопольский морской завод”, ровесник Севастополя и старейшее градообразующее предприятие.

Другой заказ, можно сказать опытный, на изготовление металлических тумб общим весом 500 тонн для железнодорожного моста выполнит до конца августа керченский судостроительный завод “Залив”. Для участия в подряде предприятие было переоснащено и прошло аттестацию на получение необходимых лицензий. Работы будут производиться в реконструированном блоке корпусных цехов. В дальнейшем предприятие надеется получить заказ и на производство пролётов.

Конечно, это престижно: нам, жителям Керчи, хотелось внести свой вклад в строительство Крымского моста, — подчеркнул генеральный директор завода “Залив” Андрей Жердев. — Но это и экономика, это финансы, которые оседают в зарплатах наших рабочих, это увеличение объёма производства, новые технологии изготовления, новые лицензии. Это экономически интересно: вложиться в развитие завода и знать: да, „Залив“ участвует в восстановлении Крыма, в увеличении его благосостояния”.

Основанный в 1938 году судостроительный завод “Залив” — одно из крупнейших промышленных предприятий Крыма. Он обладает самым большим в СССР сухим доком, огромными стапелями, корпусными цехами, автоматизированными линиями и мощным крановым хозяйством — всё это позволяет строить крупнотоннажные суда длиной до 340 метров. За советский период “Залив” спустил на воду до тысячи судов, военных кораблей, нефтяных платформ, сданных под ключ, включая серию танкеров дедвейтом 150 тысяч тонн и лихтеровоз-ледокол “Севморпуть” на атомном реакторе.

Во время украинской независимости промышленный гигант, гордость страны, был поставлен на грань существования, его богатейшее имущество разграблялось и распродавалось, деятельность предприятия велась посредством многочисленных частных фирм, появившихся на его территории, и была убыточной. Рабочие-акционеры были вынуждены безвольно наблюдать, как стоимость их активов с каждым годом испаряется. Тысячи специалистов были уволены совершенно без учёта их опыта в судостроении и квалификации и уехали трудиться в Россию или за рубеж.

В 2000 году контрольный пакет акций за $1,5 миллиона, то есть за бесценок, перешёл в руки предпринимателю Давиду Жвании, и упадок закономерно продолжился. Лишь с 2006 года, когда собственником стал украинский олигарх Константин Жеваго, ситуация несколько улучшилась: в последние годы предприятие выполняло заказы по строительству голых судовых корпусов для нидерландской компании (самая чёрная и неблагодарная работа), производилось обновление оборудования, даже был построен новый покрасочный цех, но в целом денег не хватало даже на простое поддержание в порядке существующего имущества.

Качество выполняемых работ тоже было не на высоте — сказывались отсутствие специалистов и огромная текучесть кадров: мало кто был согласен работать при невысокой зарплате и нередко в тяжёлых условиях с вредом для здоровья. Летом сварщики работали на раскалённом металле без защиты от палящих лучей солнца, а зимой — трудились в ледяных, продуваемых цехах; пескоструйные и покрасочные работы выполнялись в простейших марлевых респираторах, что быстро отражалось на лёгких; из-за недостатка кадров людям часто поручались непрофильные задания — и так далее.

С возвращением Крыма в состав России, завод “Залив” был перерегистрирован и остался в собственности прежнего владельца. По состоянию на август 2014 года загрузка предприятия составляла 5 %, а 600 из 1300 человек работали неполный день. Для сравнения в советское время на заводе трудились 15 тысяч человек. Перспективы выхода из кризиса в условиях непризнанной территории оставались только на внутрироссийских и прежде всего правительственных заказах, но возможность их размещения на украинском предприятии была исключена.

Интерес к приобретению активов выразил успешный судостроительный Зеленодольский завод им. А. М. Горького, входящий в состав Холдинговой компании “Ак Барс”. Но, так как Константин Жеваго, отказался продавать завод, считая его важнейшим своим активом, 24 августа на предприятии по решению группы акционеров при поддержке коллектива завода и самообороны Крыма произошла смена руководства. Зарегистрированный в Керчи ООО “Судостроительный завод „Залив““ взял в долгосрочную аренду всё имущество с намерением официально выкупить предприятие. Директором стал Андрей Жердев, представитель Зеленодольского завода. Вскоре заводская пресс-служба уведомила:

“Лица, причастные к тому, что одна из крупнейших судостроительных компаний Европы поставлена на грань катастрофы, отстранены от руководства компанией. Сейчас мы, прежде всего, говорим об украинском олигархе Константине Жеваго, который украл акции завода, чтобы превратить его в так называемую „помойку“ для легализации незаконных доходов, и о бывшем директоре по маркетингу Валерии Белозёрове. Все схемы воровства известны, в ближайшее время Жеваго и его подручными займутся правоохранительные органы”.

Государство разместило целый ряд заказов, чем положило начало тяжёлому и длительному возрождению былой славы предприятия: приглашаются специалисты, начался широкий фронт ремонтно-восстановительных работ, рассчитанный на несколько лет с бюджетом 7 млрд рублей, запущена станция по производству кислорода и азота для всего Крыма. В настоящее время на заводе ведётся сооружение сразу семи судов, а в 2016 году отремонтировало около 20 кораблей. В 2015 году средняя заработная плата выросла в 3 раза до 22 тысяч рублей, количество рабочих достигло двух тысяч с планами привлечь к 2019 году ещё 5 тысяч человек.

Для привлечения ценных кадров “Залив” стремится наращивать заработную плату и разрабатывает долговременную социальную программу. Сейчас в районе “Семь Ветров” завод возводит первый из 11 запланированных 9-этажных домов для работников. 139 просторных и светлых квартир в этой многоэтажке смогут купить специалисты по себестоимости с беспроцентной рассрочкой платежа, согласно разрабатываемому на предприятии положению о распределении жилья. Дом обещают сдать в ноябре нынешнего года. В районе также будет построено два детских садика по 260 мест и школа на 440 учащихся.

Новостройка завода “Залив” для своих рабочих рядом с верхним Павловским маяком в Керчи

Кстати, стройка производится с помощью башенного крана TDK-10.215 производства российской компании GIRAFFE (Нязепетровский краностроительный завод группы “Крановые технологии”).

Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.