В Крыму презентовали туристический бренд и стратегию его продвижения. Бренд, был разработан группой крымских и российских дизайнеров под руководством Ольги Степановой.

Платформу бренду, а также рекомендации по продвижению бренда, приготовила экспертная группа “крымский проект”, которую я представляю.

Бренд после представления был сразу же бурно обсуждён в социальных сетях.

Его идея, выраженная в его слогане – “Я Крым, я точка притяжения!” – состояла в том, что регион заговорил о себе от собственного лица, получил голос и стал личностью, заявив о себе – вот он “Я”. В некотором смысле это смысловое продолжение привычного склонения образа “Крым наш”. Крым появился и стал говорить, о том, какой он, этот “Крым наш”, он стал говорить сам о себе.

Логотип бренда представляет собой конструкцию оригинально отрисованной буквы “Я” и графического блока со словом “Крым” и фразой “Точка притяжения”.

Ключевой элемент логотипа – буква “Я”, выполненная в четырёх красках, каждая из которых символизирует цвета Крыма – розовая соль озера Мойнаки, можжевельник, море и солнце, а внутри верхней части буквы – очертания крымского полуострова.

В представленной концепции, которая прошла все стадии экспертного обсуждения и победила в результате отбора многочисленных идей, бренд будучи “личностью” должен прожить интересную и бурную жизнь – в полиграфической рекламе, в виде инсталляций, видеороликах, промо-продукции. Все варианты интеграции бренда также предложены как часть выполненных работ. Работы по созданию бренда составили 1 млн рублей, что в сравнении с другими региональными брендами весьма скромно.

Как любая социально значимая работа, представленный бренд вызвал массу позитивных эмоций в социальных сетях. Бренд не оставил никого равнодушным. Тем, кому он понравился, он понравился именно неожиданной идеей. Предыдущий бренд Крыма был выполнен в форме ракушки, поэтому и сейчас все ждали некий узнаваемый образ. Авторы концепции отошли от привычных образов, стараясь следовать современным тенденциям брендирования, ища лаконичную и ёмкую визуальную идею. Именно это побудило активизироваться и критиков. Некоторые резкие высказывания ещё раз подчеркнули особенность социальных сетей. Каждый имеет не только право на своё мнение, но и на славу Сальери, только вместо того чтобы натурально отравить Моцарта, фейсбучные “сальери” устраивают его виртуальную травлю в соцсети.

Некоторые критики посчитали, что потраченный миллион рублей необходимо было потратить на ремонт какой-нибудь дороги. Вряд ли факт этого ремонта был бы замечен критиками, но тем не менее, сама идея такого перераспределения средств из бюджета на развитие туризма в бюджет на дорожно-транспортные расходы звучит весьма оригинально.

На саркастическую реакцию сетей отреагировали и ряд крымских СМИ. Например, весьма сомнительное утверждение о том, что цвета логотипа напоминают флаг ЛГБТ, высказала крымская “Комсомолка”, представив это чуть ли не как мнение всех крымчан, что конечно в первую очередь говорит об объективности журналиста и его социологическом чутье. Равно как и о собственном понимании о вездесущей роли ЛГБТ в современном мире.

— Не понимаю горений по поводу нового бренда, – пишет на этот счёт симферополец Рустам Ершов. — По цене – действительно нормальная цена. Сейчас за разработку бренда для среднего размера компании берут от 250-500 тыс. фрилансеры. И это только те расценки, с которыми я знаком. По поводу внешнего вида – вышло неплохо, на мой скромный вкус. Мода меняется постоянно, что сейчас не нравится – будет отлично заходить через полгода. А по поводу “созвучия” с флагом ЛГБТ – так это видит только тот, кто с флагом видимо не понаслышке знаком.

На критику со стороны специалистов по брендированию стоит обратить внимание. В известной профессиональной группе “Территориальный маркетинг и брендинг” обратили внимание на то, что качественно проработанный бренд в том числе до конкретных задач маркетологам конечно стоит гораздо дороже, так как требует серьёзных исследований спроса.

— Я бы не стал столь критично оценивать работу, — пишет известный специалист по брендированию регионов Андрей Стась. — Да, она перегружена несколько. Вопрос заключается в том, какие цели с помощью этой работы собираются решать крымские туристические власти: привлекать новых туристов – там и так их уже много, или наращивать added value – и так очень дорого уже. Мне кажется, что бренд в Крыму нужен больше для внутреннего социального маркетинга, но это не вопрос туристического ведомства, заказчика этого проекта.

— В целом, представленный логотип соответствует стоящим перед республикой задачам в плане развития туризма и самоопределения в публичном пространстве. Он как бы заявляет “Да, я есть”, “Я родился как самостоятельный субъект”, и точка!” – считает Мария Филь, генеральный директор НИИ социологии.

Стоит отметить, что правительство Крыма как заказчик сэкономило, поскольку спрос и потребности целевых аудиторий и сегментов туристов, внимательно изучены в ходе реализации проекта “Вежливый Крым”, когда была проанализирована вся полученная обратная часть со стороны туристов, их потребности и пожелания. Данные материалы опубликованы на сайте Министерства курортов и туризма Республики Крым. 

Авторы бренда были вполне готовы к самой разной реакции, а потому стоит обратить внимание на ту часть концепции, которая развивает и объясняет идею бренда.

Много вопросов у критиков отпало, когда они увидели ту часть концепции, где логотип “живёт” в различных ситуациях.

 — Сама система брендирования той или иной территории нашей страны, как правило, предполагает выделение денег именно на графическое изображение, на слоган. Но ценность брендирования заключается прежде всего в том, что в средствах массовой информации необходимо вести планомерную кампанию, детально рассказывая о преимуществах Крыма. Брендирование этого региона именно в таком направлении было бы крайне удачным. Логотип, конечно же, должен быть. Но это лишь один из элементов большой кампании по продвижению региона в информационном пространстве. К этой работе надо подойти максимально творчески: надо создавать легенду, красивую сказку – резюмирует Вячеслав Смирнов, директор Института политической социологии.

Рекомендации в этой части, описанные в брендбуке, равно как и примеры интеграции, мы представляем вашему вниманию.

Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.