Вхождение Республики Крым в российское правовое поле идет полным ходом. Этот процесс, несомненно, предполагает вероятность появления многочисленных нюансов, нестыковок и не всегда удачных решений. Об одном из них и пойдет речь в настоящей статье, посвященной происходящей ликвидации республиканского высшего учебного заведения «Крымский университет культуры, искусств и туризма».

«Если нас ликвидируют, то что будет с нами и с нашими лицензиями?»

В июле месяце сего года сотрудники университета уходили в отпуск в приподнятом настроении: еще бы, на слуху у всех находилась объявленная на собрании трудового коллектива 27 мая 2014 г. новость о скором присвоении университету федерального статуса, открывающего колоссальные перспективы. Однако в сентябре, приступив к работе после летнего отдыха, сотрудники вуза были неприятно удивлены тем, что озвучивавшаяся на всех уровнях новость осталась не более чем звуком. На этом фоне появившийся приказ о ликвидации ВУЗа, предполагающий, как объяснили сотрудникам юристы университета, его перерегистрацию в российском правовом поле, не вызвал особых опасений. Осознание происходящего пришло не сразу, но по истечении некоторого времени в коллективе стали появляться вопросы, суть которых можно выразить следующим образом: «Если нас ликвидируют, то что будет с нами и с нашими лицензиями?»

Если обратиться к законодательству РФ, то пункт 1 статьи 61 Гражданского кодекса РФ гласит: «Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам». Иначе говоря, ликвидация предполагает полное уничтожение университета как субъекта, которому в свое время украинскими органами власти были выданы определенные разрешительные документы, на основании которых он работал и предоставлял образовательные услуги. К слову, таковых за последние четыре года стало немало: к бакалавриату прежних специальностей успешно добавилась магистратура, открылись новые специальности «туризм» и «дизайн». Самым же ярким показателем успешности развития университета стало открытие аспирантуры.

Ликвидация КУКИиТа может ввергнуть его в состояние правового вакуума, в котором продолжительное время (предположительно до 1 сентября 2016 года) будут находиться сотрудники и студенты

Согласно 2 и 3 пунктам части 1 статьи 7 Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, лицензирование и государственная аккредитация образовательной деятельности высших учебных заведений является прерогативой исключительно федеральных органов государственной власти. С большой долей вероятности ликвидация КУКИиТа может ввергнуть его в состояние правового вакуума, в котором продолжительное время (предположительно до 1 сентября 2016 года) будут находиться сотрудники и студенты.

Кроме утраты всех лицензий и иных документов (к примеру, за время своего существования ВУЗ подписал большое количество важных договоров о дружбе и сотрудничестве с различными организациями) произойдут имиджевые потери, которые, в принципе, сложно оценить.

Пункт 11 статьи 22 Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ гласит: «Принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации государственной и (или) муниципальной образовательной организации допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения». Интересно было бы ознакомиться с составом и выводами такой комиссии, о которой коллектив университета ни сном, ни духом не ведает.

Визит министра культуры Республики Крым А.В. Новосельской в университет нисколько не прояснил ситуацию

В свою очередь в Министерстве культуры ссылаются на постановление Совета министров Республики Крым от 01 сентября 2014 года № 856-р, которым предписано это сделать, и, в частности, в пункте 7.5 говорится следующее: «Установить, что создаваемые учреждения осуществляют образовательную деятельность на основании выданных Министерством образования и науки Украины лицензий и аккредитаций по соответствующим образовательным программам до получения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, лицензий на осуществление образовательной деятельности». Может ли это решение перекрыть указанные выше нормативно-правовые акты? Вопрос остается открытым, но в положительный ответ верится с трудом.

Визит министра культуры Республики Крым А.В. Новосельской в университет нисколько не прояснил ситуацию. Кроме того, в ходе данного визита (если отвлечься от устных заверений о том, что ВУЗу ничего не угрожает) стало очевидно, что на данный момент однозначного правового решения не существует, ибо законы РФ изменить нельзя.

Примечательно, что в министерстве образования Республики Крым ни один ВУЗ (из тех, которые осуществляют в настоящее время образовательную деятельность) ликвидирован не был. К слову, и в рамках самого министерства культуры некоторые учреждения, ликвидация которых приведет к невосполнимым потерям, как пишут крымские СМИ, не будут ликвидированы. Речь идет о музеях, которые пытаются вернуть себе находящееся на данный момент в Нидерландах «скифское золото».

Объяснить настойчивость, с которой происходит ликвидация КУКИиТа, не представляется возможным, на ум лишь приходит фраза Катона Старшего о том, что «Карфаген должен быть разрушен»

Объяснить настойчивость, с которой происходит ликвидация КУКИиТа, не представляется возможным, на ум лишь приходит фраза Катона Старшего о том, что «Карфаген должен быть разрушен». При этом существуют другие законные варианты изменения статуса ВУЗа (к примеру, реорганизация), следуя которым он не потеряет свои лицензии и аккредитацию. На вопрос, почему же ВУЗ не реорганизуют, а ликвидируют, ответ так и не был дан.

Тем временем Крымский университет культуры, искусств и туризма все больше напоминает «Титаник», который уверенно идет ко дну…

P.S. На запросы университета уже пришли ответы от директора Департамента науки и образования Министерства культуры РФ А.О. Аракеловой и председателя РК РПРК Г.Б. Лемешко, которые однозначно и недвусмысленно указывают на то, что согласно действующему законодательству РФ, ликвидация университета влечет за собой потерю лицензии и аккредитации.

2014 год – объявленный годом культуры в Российской Федерации – заканчивается уничтожением единственного государственного ВУЗа культуры в Республике Крым. И кто за всё это будет отвечать?

Примечательно, что 2014 год – объявленный годом культуры в Российской Федерации – заканчивается уничтожением единственного государственного ВУЗа культуры в Республике Крым. И кто за всё это будет отвечать?

***

Олег Аршавирович Габриелян, ректор КУКИиТ

Сложившуюся в вузе ситуацию «Зеркалу» прокомментировал ректор КУКИиТ Олег Габриелян:

Есть распоряжение правительства Крыма, в котором черным по белому написано: ликвидировать и создать новый вуз – как бы на базе нашего. То есть, речи о том, чтобы полностью ликвидировать наш вуз, не идет. Нет у министерства такой задачи. Кроме того, министр пообещал, что преподаватели без работы не останутся, потому что они найдут работу в новом, новообразовавшемся вузе, но будет ли этот новый вуз, будут ли полномочия создать этот новый вуз? Вот в чем вопрос. Наш трудовой коллектив обеспокоен, поэтому мы провели собрание. Проблема, которую мы обсудили в присутствии министра и председателя комитета Госсовета по культуре, заключается в том, что в процессе ликвидации лицензии к нам не переходят автоматически. Не ясен и процесс перевода студентов. Но главное: сможет ли субъект Федерации по закону об образовании создать этот новый вуз? Ведь только федеральные органы могут создавать вузы, а субъект Федерации не вправе этого делать. Вот эту проблему мы до министерства донесли. Думаю, что состоится рабочее совещание, на котором будет найдено решение и объяснение этой ситуации. Надеюсь, что для нашего университета ответ все-таки будет позитивным, что мы все-таки будем услышаны.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.